Задай вопрос
юристу

Отправить вопрос    


первая консультация бесплатно

10


лет работы
15


минут ожидание ответа
2000


компаний и адвокатов

Систематизация нормативно правовых актов


систематизация нормативно правовых актов

Неофициальная инкорпорация - это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами по своей инициативе без специального поручения и контроля правотворческих органов. На них нельзя ссылаться при применении права (сборники нормативных актов по гражданскому, трудовому и другим отраслям права). - такая форма систематизации, при который происходит объединение нескольких близких по содержанию нормативных актов в единый сводный нормативно-правовой акт. Это происходит с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового воздействия. В связи с этим консолидация может рассматриваться и как особый прием, используемый правотворческим органом при совершенствовании действующего законодательства. Кодификация - это деятельность правотворческих органов по созданию нового, сводного, внутренне согласованного и юридически цельного нормативного акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства в определенной сфере общественной жизни. Кодификация обеспечивает согласование норм общеправового регулирования (норм-целей, норм-дефиниций, норм- принципов и т.

Виды систематизации нормативных правовых актов

Инкорпорация как вид систематизации нормативных правовых актов

официальную - это упорядочение правовых норм их автором либо иным уполномоченным органом путем издания сборников действующих нормативных актов. Она может осуществляться на основе хронологического («Собрание законодательства Российской Федерации») и тематического («Свод законов Российской Федерации») принципов;

неофициальную - это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными по своей инициативе без специального поручения и контроля правотворческих органов. На них нельзя ссылаться при применении права (сборники нормативных актов по гражданскому, трудовому и другим отраслям права).

она может носить как официальный, так и неофициальный характер;

субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и об­щественные организации и частные лица;

инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта: нормы права инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент систе­матизации;

нормативные акты могут инкорпорироваться как в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом, так и подвергаться внешней обработке.

Консолидация как вид систематизации нормативных правовых актов

представляет собой своеобразный правотворческий прием (инкор­порация, даже официальная, отношения к правотворчеству не имеет);

проводится только правотворческими органами, и лишь в отношении принятых ими актов;

при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные официальные реквизиты (наименование, дату принятия, и подпись должностного лица).

Кодификация как вид систематизации нормативных правовых актов

представляет собой наиболее сложную и совершенную форму сис­тематизации;

по существу является видом правотворчества, поскольку объектом ко­дификации выступают непосредственно нормы права;

кодификацию всегда осуществляют только компетентные государствен­ные органы на основании конституционных или других законных полномочий;

в отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный характер, про­изводится периодически, и ее результаты рассчитаны на длительный срок;

кодификация всегда вносит элемент новизны в правовое регулирование (это всегда некая «правовая реформа») и зачастую связана с крупными соци­альными преобразованиями;

результатом кодификации является кодификационный акт, который от­личает юридическая и логическая целостность, сводный характер (объединя­ет не утратившие своего значения нормативные предписания), значительный объем и сложное строение, широкий охват социальной сферы и главенствую­щее положение среди других отраслевых актов.

основы законодательства, устанавливающие важнейшие модельные нормативные положения определенной отрасли или сферы государственного управления в федеративном государстве;

кодекс - комплекс правовых норм, объединенных в одном акте и регулирующих определенную сферу общественной жизни (гражданскую, уголовную и др.);

устав, положение - комплексные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом, правительством).

Учебники для вузов Проблемы теории права и государства:

Вопросы и ответы Раздел:

18. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ Для того, чтобы система законодательства оставалась именно системой

(обладала необходимой и достаточной совокупностью элементов, была внут­ренне

согласована, непротиворечива), нормально функционировала, а также

совершенствовалась и развивалась, она нуждается в постоянном воздействии на нее

специального процесса - систематизации. Систематизация - это деятельность по упорядочению и

совершенствова­нию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки

с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права

необходимой нормативно-правовой информацией. Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет

про­цесс издания новых нормативно-правовых актов, с течением времени неко­торые

акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются проти­воречия между

юридическими предписаниями и т. п. Практическое значение систематизации еще в 1833 г. подчеркивал Миха­ил

Михайлович Сперанский (кстати, один из лучших кодификаторов не толь­ко России,

но и Европы), который говорил, что «приведение Законов в один состав» является

«одною из первых Государственных нужд».

Выделяю следующие виды учета: 1) Журнальный учет (фиксация реквизитов нормативных актов в специальных журналах). При этом формами журнального учета являются: а) хронологическая (нормативные акты регистрируются в журнале по датам их принятия); б) алфавитно-предметная или системно-предметная (нормативные акты фиксируются по предметным рубрикам, располагаемым по алфавиту, например, аванс, аккредитив, аренда и т.д.); в) тематико-предметная (рубрики разделов журнала определяются в зависимости от деления всего массива законодательства на определенные отрасли, подотрасли и юридические институты). Журнальный учет используется лишь там, где информационный массив невелик и ограничен достаточно узкой проблематикой. 2) Картотечный учет (создание разного ряда картотек, т.е. системы карточек, расположенных по определенной системе). На карточках картотеки могут быть зафиксированы либо основные реквизиты акта (вид акта, его заголовок, дата издания, место его официального опубликования), либо полный текст такого акта.

Систематизация нормативных актов

Учёт нормативных актов[ | ]

Объединение нормативных актов определённого уровня в сборники или собрания законодательств по отраслям права, в хронологическом, алфавитном или другом порядке без обновления их содержания. Применяется в для отслеживания изменений и дополнений, выявления несогласованностей и противоречий. Бывает (не)официальной. Инкорпорация всего законодательства страны называется генеральной. Инкорпорацией могут заниматься, как государственные органы, так и общественные организации и отдельные граждане, поэтому различают инкорпорацию официальную, неофициальную, официозную.

В процессе кодификации составитель стремится объединить и систематизировать оправдавшие себя действующие нормы, а также переработать их содержание, изложить нормативные предписания стройно и внутренне согласованно, обеспечить максимальную полноту регулирования соответствующей сферы отношений. Кодификация направлена на то, чтобы критически переосмыслить действующие нормы, устранить противоречия и несогласованности между ними. Кодификация - это форма правотворчества. Будучи обобщением действующего регулирования, она в то же время направлена на установление новых норм, отражающих назревшие потребности общественной практики, восполняющих пробелы правового регулирования, на замену неудачных, устаревших правовых предписаний новыми. Кодификация - это форма совершенствования законодательства по существу и ее результатом является новый сводный законодательный акт стабильного содержания (кодекс, положение, устав и т. д.), заменяющий ранее действовавшие нормативные акты по данному вопросу. Сочетание упорядочения и обновления законодательства как свойства кодификации позволяет рассматривать ее как наиболее совершенную, высшую форму правотворчества.

Было предпринято несколько попыток систематизации, проводившихся Уложенными комиссиями, но успешной и результативной оказалась работа // отделения Собственной Его Императорского

Режим законности — это не только исполнение законов, других актов, а существование законности во всех сферах жизни общества и государства: в экономике, политике, трудовых, семейных и иных отношениях, а также в сфере законодательной, исполнительной и судебной деятельности государственных органов. Режим законности включает в себя: 1. Законность всех нормативных и индивидуальных правовых

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. 2. Предложить Президенту Российской Федерации в трехмесячный срок привести в соответствие с настоящим Федеральным законом изданные им правовые акты. 3. Поручить Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок привести в соответствие с настоящим Федеральным законом изданные им нормативные

Учебное пособие включает в себя ответы на вопросы по теории права и теории государства.

Одним из видов систематизации является хронологическая систематизация документов по официальной дате их опубликования.

Предметная инкорпорация – это такой вид систематизации, который позволяет выделить действующие нормативные акты высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью. Предметная инкорпорация является результатом глубокого изучения и анализа материала, который объединяют по отраслевому признаку.

2.Кодификация – это одна из разновидностей систематизации, осуществляющая деятельность по основательной (внешней и внутренней) переработке действующего законодательства через подготовку и принятие нового кодификационного акта, который приводит правовые нормы к единой юридической силе, которая сообщается новому акту законодательным государственным органом.

Существуют следующие виды кодификации:

всеобщая кодификация (формирование сводных кодифицированных актов по главным отраслям законодательства;

отраслевая кодификация (систематизация норм права по какой-либо отрасли или подотрасли права);

специальная кодификация, соединяющая нормы права института или группы институтов права.

3.Консолидация – это систематизация нормативных актов, которая создается путем устранения и преобразования нормативных актов, их унификации и создания законодательства крупных однородных блоков как важного промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией.

Таким образом, все виды систематизации – это процедуры по обработке, а также упорядочению законодательства, его улучшению, устранению противоречий, несогласованностей.

Систематизация

законодательства является важным

средством уяснения смысла правовых

норм и правильного их применения

компетентными органами, содействует

пониманию общих принципов и связей

права в целом.

систематизации действующих правовых

норм в России была предпринята еще в

XI-XII вв., в первом сборнике древнерусского

права - в Русской Правде. Судебник 1497г.

стал предвестником создания

законодательства. В 1649 году при царе

Алексее Михайловиче было создано

Соборное Уложение, которое вплоть до

первой половины XIX в. оставалось основным

сборником законодательных норм в России.

ради нельзя не отметить, что первым, кто

заметил необходимость упорядочения

разрозненного законодательства, был

Петр I, по этому поводу им был издан Указ

18 февраля 1700 года, в котором он повелел:

"Снести Соборное Уложение 1649 года с

Постановлениями, после него состоявшимися,

то есть с Новоуказными Статьями, с

Именными Указами и с Боярскими приговорами

по частным делам вершенными". Сам

Петр I к проблеме "снесения" нового

законодательства со старым больше почти

не возвращался, хотя и видел затруднения

в применении новых законов, "служивших

пояснением и дополнением к Уложению

1649 г., но чаще затруднявших и тяготивших

его своим разнообразием и противоречиями.

Повеление Петра I породило целую череду

комиссий "об Уложениях".

Неофициальные

сборники не являются источником права.

характеру расположения материала в

сборниках и собраниях

хронологическая инкорпорация — по

датам издания нормативных актов

систематическая инкорпорация — по

тематическим разделам в зависимости

от содержания акта. В систематических

сборниках в начале каждого раздела

помещаются акты более высокой юридической

силы.

зависимости от объема охватываемого

Генеральная инкорпорация — в собрание

включены или все законодательство

страны или все федеральное законодательство,

либо все нормативные акты того или иного

субъекта.

частичная инкорпорация — собрания и

сборники нормативных актов по определенным

вопросам в сфере гос. деятельности,

отрасли законодательства или правовому

институту.

допускает редакционную правку нормативных

актов: исключение положений, утративших

юридическую силу; исправление различного

рода опечаток, ошибок; изложение актов

в последней, исправленной редакции.

Консолида́ция(лат. consolidatio от consolido — укрепляю) — вид

систематизации нормативных правовых

актов, который заключается в устранении

их множественности путём создания

крупных однородных блоков в структуре

законодательства. Консолидация — это

своеобразный вид правообразования,

особенность которого заключается в

том, что новый укрупнённый акт не меняет

содержание правового регулирования,

не вносит изменений и новелл в действующее

законодательство.

течением времени в любой развитой

правовой системе образуется значительное

число нормативных правовых актов,

имеющих один и тот же предмет регулирования.

Предписания таких актов зачастую

повторяются, а иногда содержат явные

несогласованности и противоречия

(коллизии).

Задайте Ваш вопрос

Наши преимущества

Вопросы и ответы

  • Макар Яковлев (Мск)

    Вопрос: как в отдел учета и систематизации законодательства поступают нормативные правовые акты федерального и краевого уровня?

  • Олеся Белоусова (Москва)

    Вопрос: поясните пожалуйста. Определите соотношение понятий сборник нормативно-правовых актов и свод законов .

  • Виктория Фролова (Мск)

    Вопрос: гуманитарные профессии

  • Кирилл Андреев (Мск)

    Вопрос: В чем значение Соборного уложения 1649 г.?